16 мая 2020 08:05
Количество просмотров: 905
С 9- по 17 мая войсками Красной армии было взято в плен и принято на основе Акта о безоговорочной капитуляции Германии 1 390 978 солдат и офицеров и 101 генерал.
17 мая 1945 года состоялось торжественное открытие Третьяковской галереи после возвращения из эвакуации.
Первоначально планировалось открыть галерею к 23 февраля, затем - к 1 мая 1945 года. Однако развернуть экспозицию так быстро не смогли. Приходилось распаковывать и вставлять в рамы огромное количество картин. Некоторые произведения реставрировались. Требовала усилий и установка в залах таких масштабных произведений, как «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Иван Грозный» М.М. Антокольского. Все работали с огромным энтузиазмом, о чем позднее вспоминала научный сотрудник Е.Ф. Каменская: «Москва жила возбужденной, счастливой жизнью. Галерея переживала вопросы новой экспозиции, проверяла и укрепляла вещи после эвакуации. Это был настоящий трудовой подъем, подъем научной мысли, пробуждение творчества». К середине мая все было готово к открытию Третьяковской галереи.
17 мая 1945 года сокровищница русского искусства распахнула свои двери. В тот день залы украсили цветами, зеленью, коврами. Пригласительные билеты были разосланы выдающимся деятелям науки, искусства, литературы, дипломатическому корпусу и героям войны. В час дня в зале В.И. Сурикова началась торжественная церемония открытия. Много теплых слов прозвучало в адрес Третьяковской галереи. А.И. Замошкин мог сказать от лица всего коллектива: «Годы Великой Отечественной войны заставили взглянуть по-новому на многое из нашего прошлого, многое переоценить, понять глубже, чем это имело место раньше. Это относится к целому ряду сторон нашей жизни, в том числе, конечно, и к искусству. <...> При создании плана и макетов новой экспозиции учитывалось место, занимаемое Галереей в культурной жизни нашей страны. Великое художественное наследие русского народа, представленное шедеврами Галереи, становящимися теперь вновь доступными для изучения, должно сыграть исключительную роль в развитии нашего советского искусства, перед которым события последних героических лет поставили исключительной важности задачи».